Имам аль-Бухари

Имам аль-Бухари

Его отец был очень образованным человеком. Когда Аль-Бухари был ещё ребенком, его отец умер. Аль-Бухари был на попечении матери, которая воспитала его. Она была образованная женщина, которая контролировала обучение мальчика различным наукам. Мухаммад был проницателен, сообразителен, обладал необычайной памятью для его возраста. В возрасте 7 лет он изучил весь Коран, в возрасте 10 лет он знал наизусть несколько тысяч хадисов. Когда ему было 16, молодой человек с матерью и братом направился в паломничество в Мекку. Вскоре после посещения Мекки его мать и брат возвратились в Бухару без Аль-Бухари, который оставался в Мекке в течение следующих 4 лет. 16 лет он провeл в Масджид ан-Набави в Медине. Все это время он читал хадисы. Это было собрание и учение хадисов — достоверных передач о поступках и словах пророка Мухаммада и его сподвижников.

Bukhori

Имам аль-Бухари оставил после себя множество трудов, важнейшим и получившим наибольшее распространение из которых является «Аль-джами' ас-сахих». К числу сочинений аль-Бухари относятся также такие книги как «Аль-асма' ва-ль-куна», «Ат-тарих аль-кабир»(Великая история), «Ас-сунан фи-ль-фикх», «Хальк аф'аль аль-'ибад», «Аль-адаб аль-муфрад» и «Аль-кира'а хальфа-ль-имам». Имам Аль-Бухари посвятил всю свою жизнь сбору хадисов. Он слышал хадисы от более чем тысячи шейхов, сам он записал 200 тысяч хадисов от его преподавателей и информаторов. Из этого обширного океана хадисов (800 тысяч) он собрал самые достоверные из них только 7275, включая и повторяющиеся. Они составляли его книгу «Ас — Сахих», которая стала наиболее популярной среди всех других собраний. При собрании хадисов Аль-Бухари придавал особую важность установлению лиц, служивших первоисточником передачи, записи хадиса, перечислению лиц, передававших его дальше. В «достоверные» он относил только те хадисы, которые рассказывались людьми, являвшимися непосредственными свидетелями поступка пророка. Имам аль-Бухари работал над своей книгой в течение шестнадцати лет. «Ас-сахих» Аль-Бухари примечателен ещё и тем, что это первый сборник хадисов, составленный по принципу мусаннаф, то есть с классификацией хадисов по сюжетам..

al-buchari

В годы советской власти имя великого мыслителя и богослова было подвергнуто забвению.

После обретения Узбекистаном независимости память об Имаме Мухаммад ибн Исмаиле аль-Бухари была восстановлена. В 1998 году в селении Хартанг по иницитиве Президента Узбекистана И.А.Каримова был построен величественный мемориальный комплекс, включающий в себя мавзолей, мечеть, библиотеку и медресе. В октябре 1998 г. широко отмечено 1225 летие Имама аль-Бухари .Под Самаркандом в селе Хартанг был воздвигнут мемориал.

Кто же не слышал о хазрате, имаме Бухари (р.а.) и его сборнике «Сахих-уль-Бухари»?

И все же, в настоящее время большинство мусульман пользуются данной книгой, чтобы найти обоснование своим действиям и поступкам, даже не зная о биографии ее великого автора.

Сборнику Бухари принадлежит статус самой достоверной книги после Священного Корана. Зададимся вопросом, почему «Сахих-уль-Бухари» занимает столь высокое положение.

Для того чтобы полностью осветить все аспекты жизни имама Бухари (р.а.) и его великих трудов, не хватит и целой книги. Данная статья призвана дать общее представление о жизни великого ученого, а также пролить свет на то, каким образом им был составлен блистательный сборник.

Да благословит Всемогущий Аллах столь великую личность, которая посредством составления великолепного сборника стала путеводной звездой для многих мусульман! И да примет Он и наши скромные старания! Аминь.

Так как Мухаммад - Бухари рано потерял отца, воспитание и религиозное образование ему дала Мать. Праведная и очень умная женщина. Аль Бухари в семь лет он выучил наизусть весь Коран, а к десяти годам знал наизусть несколько тысяч Хадисов.

Происхождение

Родословная известного и уважаемого мухаддиса, имама Бухари (р.а.) следующая: Мохаммед ибн Исмаил ибн Ибрахим ибн Мугира ибн Бардизбах.Исмаил - отец имама Бухари (р.а.) - был известным мухаддисом своего времени и был одарен возможностью находиться в обществе имама Малика, Хаммада ибн Зейда и Абдуллы ибн Мубарака (р.а.).

Имам Бухари (р.а.) родился в благословенную пятницу, 13 шавваля 194 г. (по хиджре). В раннем детстве он утратил зрение. Однако благодаря искренним и продолжительным мольбам своей матери, его зрение чудесным образом вернулось к нему. О возвращении зрения его мать узнала во сне, в котором к ней пришел хазрат Ибрахим (а.с.) и сказал: «Благодаря твоим обильным и святым мольбам Всевышний Аллах вернул твоему сыну зрение». Утром выяснилось, что сон был вещим.

Исмаил - отец имама Бухари (р.а.) - умер, когда его сын был еще мал, оставив его на попечение его матери, вырастившей сына с любовью и заботой. В возрасте 16 лет, после того, как он выучил сборники имама Ваки и Абдуллы ибн Мубарака, он совершил хадж вместе со своим старшим братом и матерью. Совершив хадж, имам Бухари (р.а.) остался на два года в Мекке, а в 18 лет он отправился в Медину, где проводил ночи рядом с могилой Пророка за составлением книг «Кадаяс-Сахаба уат-Табиин» и «Тарих-уль-Кабир», используя в качестве освещения лунный свет.

Для получения новых знаний имам Бухари (р.а.) много путешествовал. Он совершил две поездки в Сирию и Египет и оставался в Аравии на протяжении шести лет. Он четырежды бывал в Куфе, Багдаде и Басре и порой оставался там на протяжении пяти лет. А в период хаджа он имел обыкновение возвращаться в Мекку.

 

Учителя имама Бухари (р.а.)

Впервые имам Бухари (р.а.) начал слушать и изучать хадисы в 205 году (по хиджре), а с 210 года, получив много знаний от алимов своего города, он начал путешествовать. Учителей, благодаря которым имам Бухари (р.а.) собственно и получил свои блестящие знания, достаточно много. Известно, что сам имам Бухари (р.а.) как-то сказал: «Я записал хадисы от 1080 различных людей, каждый из которых был ученым». Однако наибольшую пользу он получил от Исхака ибн Рахвая и Али ибн Мадини (р.а.). Имам Бухари (р.а.) передавал хадисы от алимов пяти различных категорий. Он также передавал хадисы и от своих учеников, считая, что ни один ученый по хадисам не может называться таковым до тех пор, пока не передаст хадисы от старшего, младшего и своего поколения.

Ученики

У имама Бухари (р.а.) было огромное количество учеников. Передается, что около 9000 людей имели честь посещать его занятия, на которых он преподавал по своей книге «Сахих-уль-Бухари». Среди них были странники со всех уголков мира, приходившие, чтобы принять участие в этих благочестивых занятиях и воспользоваться уникальной возможностью стать свидетелем знаний, которыми обладал имам Бухари (р.а.) и которые не переставали удивлять людей.

Память

Считается, что у имама Бухари (р.а.) была уникальная память: как только заканчивалось чтение того или иного хадиса, имам Бухари (р.а.) воспроизводил его вслух по памяти. Известно, что еще в детстве он запомнил 2000 хадисов.

Однажды, когда имам Бухари (р.а.) временно остановился в Багдаде, с ним произошел один впечатляющий случай. Люди, наслышанные о его многочисленных достижениях и качествах, которые ему приписывали, решили проверить его. Для этого они выбрали сто различных хадисов и, поменяв цепочки передатчиков и сами тексты хадисов, выбрали десять людей, которые и прочитали их таким образом имаму Бухари (р.а.).

Чтобы увидеть результат этого эксперимента, со всего города и из других мест собралось большое количество людей. Когда зачитывались эти хадисы, имам Бухари (р.а.) отвечал всем одинаково: «Насколько мне известно, это неверно». А после того, как были прочитаны все хадисы, имам Бухари (р.а.) повторил каждый измененный хадис и каждую измененную цепочку передатчиков, сопроводив их правильным текстом и верной цепочкой передатчиков. Такова была память имама Бухари (р.а.).

Воздержанность

Воздержанность имама Бухари (р.а.) была бесподобна и непоколебима. Отец оставил ему немалое богатство, однако, ввиду своей щедрости, имам Бухари (р.а.) полностью истратил его на пути Аллаха, и, в конце концов, остался без денег и был вынужден обходиться одним-двумя миндальными орехами в день.

Имам Бухари (р.а.) также никогда не пользовался щедростью правителей, хотя для этого и возникали подходящие случаи. Однажды он заболел, и когда изучили анализы его мочи, обнаружилось, что он не употреблял карри в течение долгого времени. Когда его спросили об этом, он ответил, что не ел карри последние сорок лет.

Особые качества

У имама Бухари (р.а.) было одно совершенно уникальное качество, которое заключалось в том, что он ставил довольство других людей выше своего собственного. Случай, подтверждающий это, произошел, когда его рабыня хотела пройти в комнату, где сидел имам Бухари (р.а.). Подойдя к двери, она споткнулась, заставив имама Бухари (р.а.) предостеречь ее: «Осторожнее, смотри, куда идешь». Рабыня надменно ответила ему: «Как же мне ходить, когда нет места?» Услышав это, имам Бухари (р.а.) вскинул свои руки и воскликнул: «Теперь я дал тебе свободу ходить там, где пожелаешь, ибо отныне ты свободна». Кто-то позже спросил имама Бухари (р.а.), сделал ли он это рассердившись, однако он ответил: «Нет, я просто порадовал себя своим поведением».

Имам Бухари (р.а.) всегда замечал все те мелочи, что могли помочь ему добиться довольства Всевышнего Аллаха. Один из таких случаев произошел в мечети. Один мужчина, находившийся в толпе людей, обнаружил у себя в бороде перышко и выбросил его на пол. Имам Бухари (р.а.) заметил это и, убедившись, что никто не наблюдает за ним, наклонился, чтобы взять это перышко, и положил его к себе в карман. Выйдя из мечети, он выбросил его, осознавая, что только что он помог мечети остаться чистой.

Имам Бухари (р.а.) как-то сказал: «С того момента, как я узнал о запрете злословия, и до сегодняшнего дня, я воздерживался от этого».

Один знаменательный случай произошел в то время, когда имам Бухари (р.а.) совершал зухр-намаз. Завершив его, он исполнил нафль. После этого он повернулся к своим товарищам и, приподняв край своей рубахи, спросил: «Есть ли что-нибудь внутри?» Вдруг оттуда вылетела оса, оставившая на его теле 17 укусов, вокруг которых распухла кожа. Один из присутствовавших спросил, почему он не прекратил свой намаз. Имам Бухари (р.а.) ответил: «Я испытывал определенное удовольствие от намаза, которое я не хотел оставлять».

Непреклонность

Бухарский правитель попросил имама Бухари (р.а.) ежедневно приходить к нему домой, чтобы обучать его детей. Имам Бухари (р.а.) отклонил эту просьбу, заявив: «Больше уважения я проявляю к знаниям, чем к людям, поскольку это люди нуждаются в знаниях, и это люди должны стремиться получить их».

Этот ответ не понравился правителю, и он еще раз попросил имама Бухари (р.а.) организовать отдельные занятия для его детей, на которых никто бы больше не присутствовал. Имам Бухари (р.а.) отклонил и эту просьбу. Вторичный отказ привел правителя в ярость, и он приказал выгнать имама Бухари (р.а.) из Бухары. Жители Самарканда, услышав об этом, быстро выслали имаму Бухари (р.а.) приглашение остановиться в их городе. Однако и среди жителей Самарканда были разногласия, что заставило имама Бухари (р.а.) направиться в Хартанг.

Смерть

Именно там он провел месяц Рамадан, а в месяце Шавваль он отправился в Самарканд, на пути к которому его и постигла смерть. Имам Бухари (р.а.) умер в месяце Шавваль в 256 году (по хиджре) в возрасте 62 лет.(Мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся).

Труды имама Бухари (р.а.)Есть много книг, написанных имамом Бухари (р.а.), но в области изучения хадисов сборник «Сахих-уль-Бухари» пользуются особым уважением и обладает высоким статусом.

Точная дата начала составления блистательного сборника «Сахих-уль-Бухари» неизвестна, однако мы знаем, что по завершении написании этой книги автор представил свой труд на рассмотрение своим учителям: имаму Ахмаду ибн Ханбалю (р.а.), умершему в 241 г. (по хиджре), Ибн-уль-Мадини, умершему в 234 г., и наконец Ибн Маину, умершему в 233 г. Также имеются свидетельства, что вся работа по сбору хадисов и написанию почитаемого сборника Бухари заняла у его благородного автора 16 лет, что указывает на то, что работа по составлению сборника была начата не позже 217 года. В это время имаму Бухари (р.а.) было всего 23 года.

До того, как имам Бухари (р.а.) начал собирать хадисы, уже существовало немалое количество опубликованных сборников хадисов, в которых имам Бухари (р.а.) обнаружил хадисы как со слабыми, так и с сильными цепочками передатчиков хадисов. Это навело его на мысль создания такого сборника, в который бы вошли только хадисы с сильным иснадом. Исхак ибн Рахвай (р.а.) поддержал эту идею, что укрепило решение Имама Бухари (р.а.).

Рассказывает имам Бухари (р.а.): «Однажды на одном из наших собраний мой учитель Исхак ибн Рахвай (р.а.) упомянул, что было бы неплохо, если бы кто-нибудь собрал хадисы с сильными и надежными цепочками передатчиков и записал бы их в форме книги». Это вдохновило имама Бухари (р.а.), а сон, который ему приснился позже, только усилил это желание. Во сне имам Бухари (р.а.) стоял перед Пророком с веером в одной руке и помогал ему отмахиваться от всех мошек, которые норовили на него сесть. Проснувшись, имам Бухари (р.а.) посетил нескольких толкователей для получения интерпретации данного сна. Все они ответили ему, что данный сон означал, что в будущем он очистит Пророка от всей лжи, которую говорили люди, передавая неправильно понятые хадисы. Это очень успокоило имама Бухари (р.а.) и придало ему сил перед написанием своей книги «Аль-Джами-ус-Сахих». Полное название сборника звучит так: «Аль-Джами-ус-Сахих-аль-Муснад-мин-Ахадиси-Расулиллах-(салляллаху алейхи уа саллям)-уа-сунанихи-ва-Айямихи», что в переводе означает текст хадисов, собранный в форме книги, повествующей нам о высказываниях, действиях и жизни Пророка .

Имам Бухари (р.а.) очень кропотливо записывал хадисы и выбирал только те из них, которые соответствовали стандартам и условиям, установленным им для определения хадисов с сильной цепочкой передатчиков, включающей только надежных и заслуживающих доверия рассказчиков. 16 лет он посвятил написанию своей книги, редактируя ее в общей сложности трижды. По словам алламы Айни (р.а.), ибн Тахир говорил о том, что имам Бухари (р.а.) написал «Сахих-уль-Бухари» в своей родной Бухаре. Однако Ибн Буджайр говорил, что имам Бухари (р.а.) начал составлять свой сборник в Мекке, а некоторые сообщали, что видели его в Басре. Есть и другое упоминание о том, что некоторые видели его за составлением этой книги в Медине. Однако сам имам Бухари (р.а.) говорил, что писал «Сахих-уль-Бухари» в мечети Аль-Харам.

Перед тем, как включить хадис в свой сборник, имам Бухари (р.а.) обычно совершал гусль и молился Аллаху посредством совершения двух ракаатов нафль-намаза, испрашивая Его наставления. Имам Бухари (р.а.) предоставлял хадису место в своей книге только после того, как был полностью удовлетворен рассматриваемым хадисом. Из-за столь бережного отношения к хадисам люди начали говорить, что передаваемые имамом Бухари (р.а.) хадисы были настолько тщательно и точно записаны, что создавалось ощущение, будто имам Бухари (р.а.) слышал эти хадисы лично от Пророка .

Абу Зейд Марвази рассказывал, что однажды, когда он спал между Черным Камнем и Макам-Ибрахим, ему приснился Пророк и сказал: «О, Абу Зейд! Как долго ты будешь обучать книге имама Шафии (р.а.)? Когда же ты начнешь обучать моей книге?» Абу Зейд спросил: «О, Пророк ! Какая же книга твоя?» На что последовал ответ: «Аль-Джами-ус-Сахих» Мохаммеда ибн Исмаила».

Хафиз Ибн Хаджар (р.а.) рассказывает, что имам Бухари (р.а.) наибольшее значение придавал тому, чтобы записывать хадисы только с сильной цепочкой передатчиков, о чем свидетельствует название сборника. В то же время имам Бухари (р.а.) также старался объяснить все трудные для понимания моменты. Поэтому к предложениям, в которых присутствовало хотя бы одно трудное для понимания слово, он прилагал целую массу значений. В книге имама Бухари (р.а.) прослеживается также его мастерское владение передачей хадисов, которые были собраны в восьми различных главах. Эти главы содержат темы, подразделенные на подзаголовки и известные неординарным способом их формулирования.

Условия

Включение того или иного хадиса в сборник могло произойти только в случае, если рассказчики данного хадиса соответствовали установленным имамом Бухари (р.а.) требованиям. Одним из таких условий является наличие хорошей памяти у каждого из них. В эти требования также входил ряд ограничений:

1. Все мухаддисы, обладающие большими познаниями в области хадисов, должны быть единодушны в том, что рассматриваемый рассказчик хадисов обладает способностью заучивать и запоминать, а также может корректно передавать хадисы.

2. В цепочке рассказчиков не должно быть отсутствующих звеньев передатчиков.

3. Если существуют два различных передатчика хадиса, который дошел до них от одного из сахабов, тогда этому хадису должен быть присвоен высокий ранг. Однако если будет найден только один передатчик, но будет доказано, что свидетельство является сильным, тогда оно должно будет быть принято без всяких сомнений.

Аллама Навави (р.а.) сообщает, что все исламские ученые признали, что «Сахих-уль-Бухари» убедительно завоевал звание самой достоверной книги после Священного Корана.«Сахих-уль-Бухари» состоит из 7275 хадисов, включая хадисы, которые повторяются. Если же исключить повторяющиеся хадисы, то общее количество хадисов составит 4000.

Хафиз Ибн Хаджар посчитал хадисы и пришел к выводу, что было 7397 хадисов, которые были переданы напрямую от Пророка , с учетом повествований от сахабов, табиинов и т.д., что составляет в общем 9407 хадисов. Если исключить повторения, останется, по его утверждению, 2353 повествования от Пророка и 160 сообщений от уважаемых сахабов, что в сумме составит 2513 повествований.

Особое значение

«Сахих-уль-Бухари» выделяют на фоне других сборников. Выказываемое ему особое уважение объясняется следующими причинами:

1. Если возникала необходимость на некоторое время приостановить написание сборника, имам Бухари (р.а.) продолжал свою работу только после написания «Бисмиллях». Именно поэтому выражение «Бисмиллях» можно найти во многих местах его книги.

2. Каждую главу имам Бухари (р.а.) заканчивал использованием в предложении того или иного слова, заставляющего читателя задуматься, в надежде на, что читатель станет более осознанно подходить к главной цели этой жизни. Например, после первой главы он включил в текст слово, которое заставляет людей задуматься над своей короткой жизнью в этом мире и над своей смертью. Автор хотел, чтобы люди читали книгу, постоянно помня о смерти.

3. Имам Бухари (р.а.) большое значение придавал тому, чтобы включить подходящий хадис в начало и конец своей книги. Первый хадис его сборника посвящен намерению, что дает читателю возможность быть искренним с самим собой относительно того, что он намеревается получить, изучая слова Пророка , переданные в этом сборнике. Последняя глава, которой имам Бухари (р.а.) заканчивает свою книгу, называется «Китаб-ут-Таухид», и в ней приводится огромное количество слов восхваления единственности Аллаха, ведь именно это считается единственным спасением для всех людей в День Суда, когда люди окажутся лицом перед невыносимой необходимостью отчитаться о своих грехах.

Хазрат, шейх, маулана Мухаммад Закария (р.а.) подытожил вышесказанное следующими словами: «Имам Бухари (р.а.) начал свою книгу хадисом «Иннамаль Амаль...» и закончил ее словами «Калиматан». {jcomments on}