Жители Памира

Жители Памира

Коренные жители Памира, разделенного между тремя странами, очень непохожи на соседей. Язык, религия, обычаи – здесь иное все. Памирцев часто пытались использовать, но у них хватает мудрости не забывать свои интересы. Может быть, поэтому они все еще сохранились.

Официальный Душанбе ждет прорыва боевиков в Горно-Бадахшанскую автономную область, сообщает Centrasia.ru. По сведениям некоторых источников, в ходе последней встречи с президентом России Путиным таджикский лидер Эмомали Рахмон попросил помочь в охране границы с Афганистаном, где минобороны Таджикистана вот уже несколько месяцев фиксирует скопление террористов.

Последний год алармистские сообщения с Памира стали  появляться в СМИ все чаще. Напомним, чуть более года назад здесь вспыхнули бои между местными ополченцами и таджикскими войсками,  а совсем недавно российский интернет лихорадили сообщения о том, что этот регион уже якобы оккупирован китайскими войсками.  "Информация" же о подготовки афганских боевиков к захвату этого региона появляются в сети чуть ли не ежедневно.

Возросшее внимание  прессы к Памиру, в общем-то, объяснимо: после вывода американских войск из Афганистана вероятность дестабилизации обстановки в этом высокогорном, фактически изолированном от внешнего мира регионе резко возрастает.

Сегодня Памир поделен между четырьмя государствами: Таджикистаном, Афганистаном, Пакистаном и Китаем. Памирские народы  принадлежат к восточной группе иранских языков, тогда как родственные им таджики относятся к  западной Группе.  "Крыша мира" – единственный уголок земли, где почти все коренные жители являются исмаилитами – последователями шиитской секты Ислама, испытавшей сильное влияние буддизма и индуизма.

NYp4fQ2X-650

Проникновение буддизма и индуизма сюда, в общем-то, неудивительно: Памир непосредственно граничит с Гималаями. Когда путешествуешь по  этому региону, то просто поражаешься, насколько местные мазары (могилы мусульманских святых) напоминают буддийские сакральные монументы.

W4h32DKd-650

В отличие от правоверных таджиков-суннитов, памирцы молятся не пять раз в день, а два, и не соблюдают пост в месяц Рамадан. Памирские женщины никогда не носили паранджу, а местные мужчины не прочь отведать чарочку самогона из тутовника.

ZGdYBg7t-650

Дома памирцев также непохожи на таджикские. Обязательным архитектурном  элементом памирского дома являются пять 5 столбов. Они названы именами 5 святых: Мухаммад, Али, Фатима, Хасан и Хусейн.

vwCG987P-650

Поэтому неудивительно, что большинство таджиков не только отказываются считать памирцев соплеменниками, но и даже не признают их мусульманами. "Где это видано, чтобы правоверные молились дважды в день и употребляли алкоголь! Ни один из нас не выдаст свою дочку замуж за такого еретика", – не раз приходилось слышать корреспонденту "Росбалта" от таджиков.

Духовный лидер исмаилитов и "наместник Бога на земле" принц Ага-хан IV проживает в Европе и считается одним из богатейших людей планеты. Выпускник Гарварда, он сегодня пытается объединить своих единоверцев в "единый духовный имамат". Лидер исмаилитов не только помогает им получить образование (он создал университет в столице таджикского Памира, городе Хороге), но и оказывает им весьма значительную финансовую поддержку. Сегодня основу экономики таджикского Памира составляют малые предприятия, созданные при поддержке Ага-хана. В Таджикистане шутят, что Горный Бадахшан превратился в "маленькую империю Ага-хана". Однако его попытки закрепиться и на китайском Памире потерпели неудачу: китайские власти вежливо, но твердо заявили "наместнику Бога", что не нуждаются в гуманитарной помощи.

Если у таджикских и китайских памирцев практически нет прямых контактов, то с афганскими соплеменниками у них налажена надежная связь. Таджикский и афганский Памир разделяет река Пяндж, и в реальности этот участок границы фактически прозрачен. Основной товар из Афганистана легко предсказуем – это наркотики, главным образом опиум. Другая важнейшая составляющая афганского экспорта в СНГ – оружие.

В качестве средства передвижения контрабандисты используют  обычную автомобильную камеру, к которой пришивают "дно", а в качестве весел используют деревянные лопаты. Нелегальные переправы стали здесь настолько рутинным явлением, что памирские контрабандисты даже не  взяли с меня денег за переход, а взяли с собой в Афганистан просто "по дружбе".

rwBbGtNd-650

Даже после бедного таджикского Памира деревни на афганской части поражают своей нищетой.  Дома здесь отапливаются по-черному: дым костра уходит через отверстие в потолке жилища. Электричество и телевидение отсутствуют в принципе. Здесь не редкость, когда в семье лишь одна пара обуви на всю детвору. Обычное явление местной жизни и элементарный голод. Часто единственная пища в семьях афганских памирцев – тутовник.

Предстоящий вывод американских войск из Афганистана тревожит многих памирцев Таджикистана. Правда, очевидно, что памирцы-исмаилиты не поддержат джихад. Однако на таджикском Памире есть Дарвазский район, где компактно проживают таджики-сунниты. Именно из этого района вышло большинство лидеров таджикской исламской оппозиции. После вывода американских войск из Афганистана воевавшие там таджикские боевики могут решить возвращаться домой именно через этот район Памира.

Выбору этого варианта способствуют как минимум два обстоятельства: удобство перехода границы и близость граничащей с Дарвазом Каратегинской долины – главного оплота таджикской оппозиции. При этом возможны и столкновения пришедших боевиков с таджикскими исмаилитами. Так, например, во время гражданской войны в Таджикистане памирские исмаилиты выставили на границе с Дарвазом вооруженные кордоны, чтобы не допустить на свою территорию боевиков исламской оппозиции.

Впрочем, далеко не все эксперты считают правдоподобным этот отдающий сенсацией прогноз. "Вполне возможно, что попытки прорывов на таджикский Памир будут. Но нельзя забывать, что сегодня армия Таджикистана — это уже не армия 90-х годов. Выучка и оснащение куда лучше. Справились же они со своими мятежниками в Хороге, причем даже без помощи извне. А когда припечет, наверняка бросятся в ножки к Москве. И Москва поможет, можно не сомневаться. Для успеха этих авантюр с территории Афганистана нужен обязательный компонент — массовая поддержка мятежников изнутри Таджикистана, или хотя бы массовое безразличие населения в вероятной победе исламистов. По моим данным такого пока нет. Поэтому подобные планы пока малоперспективны", — рассуждает в беседе с "Росбалтом" ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований Аждар Куртов.{jcomments on}