Мудрость востока

prorok

Молчание – верный друг, который никогда не изменит.

Конфуций

Благородный муж стремится говорить косноязычно, а действовать искусно.

Конфуций

Когда не знаешь слов, нечем познавать людей.

Конфуций

Достаточно, чтобы слова выражали смысл.

Конфуций

Люди в древности не любили много говорить. Они считали позором для себя не поспеть за собственными словами.

Конфуций

Слово должно быть верным, действие должно быть решительным.

Конфуций

Рядом с благородным мужем допускают три ошибки: с ним говорить, когда ни слова не доходит до него, – это опрометчивость; не говорить, когда слова бы до него дошли, – это скрытность; говорить, не наблюдая за выражением его лица, – это слепота.

Конфуций

Только суть, как достойно мужчин,

говори,

Лишь ответствуя – слов господин —

говори.

Уха два, а язык дан один не случайно —

Дважды слушай и раз лишь один —

говори!

Омар Хайям

Не смотри, что иной выше всех по уму,

А смотри, верен слову ли он своему.

Если он своих слов не бросает

на ветер —

Нет цены, как ты сам понимаешь, ему.

Омар Хайям

Сердце! Пусть хитрецы, сговорясь

заодно,

Осуждают вино, дескать, вредно оно.

Если душу отмыть свою хочешь

и тело —

Чаще слушай стихи, попивая вино.

Омар Хайям

Если знанья вино сможешь

в разум впитать,

То молчи – тайн великих

не смей продавать!

И ушей не ищи ты для слов

драгоценных —

Станешь морем бескрайним,

коль будешь молчать!

Омар Хайям

Помни: толки толпы – ветер,

он лишь шумит!

Тех, кто радость душе

непрерывно дарит,

Не губи никогда, вняв пустым

наговорам, —

Мир, как мы, в своей памяти

много хранит!

Омар Хайям

Я знаю этот вид напыщенных ослов:

Пусты, как барабан, а сколько

громких слов!

Они – рабы имен.

Составь себе лишь имя,

И ползать пред тобой

любой из них готов.

Омар Хайям

Неразумные люди с начала веков

Вместо истины тешились

радугой слов;

Хоть пришли им на помощь

Иисус с Мухаммадом,

Не проникли они в сокровенность

основ.

Омар Хайям

Исполняй свой долг, не думая об исходе; исполняй свой долг, принесет ли тебе это счастье или несчастье.

Древнеиндийский афоризм

Днем и ночью писателей алчная стая

Завывает, к обману людей призывая.

аль-Маарри

Порою человек бывает приятен с виду,

А, слово молвив, заставляет глотать обиду.

аль-Маарри

Добивается благ только тот,

кто привык

И в горячке держать

за зубами язык.

Обернется грехом торопливая речь,

А молчанью дано от греха уберечь.

аль-Маарри

«О матерь тьмы ночной!» —

так он лозу нарек.

Пусть будет молчалив

разумный человек.

аль-Маарри

Лучше не начинайте болтать

о душе наобум,

А начав, не пытайте о ней

мой беспомощный ум.

аль-Маарри

Ну что же, примите мои восхваленья

как дань:

В них каждое слово похоже

на резкую брань.

аль-Маарри

Потише говори и в раздраженье духа:

Чем громче голос твой, тем тягостней

для слуха.

аль-Маарри

Все в мире покроется пылью забвенья,

Лишь двое не знают ни смерти,

ни тленья: Лишь дело героя да речь мудреца

Проходят столетья, не зная конца.

Фирдоуси

О том, что ты услышал, всем поведай,

С упорством корни знания исследуй:

Лишь ветви изучив на древе слов,

Дойти ты не сумеешь до основ.

Фирдоуси

И солнце и бури – всё выдержат

смело

Высокое слово и доброе дело.

Фирдоуси

Еще один совет: ты послухам не верь!

Молва всегда молва: шумит!

Но тем не менье

Услышанным словам, услышанным

вестям

С увиденным тобой – не может быть

сравненья.

Насир Хосров

И, наконец, еще: слова не есть дела.

Деянье – это плоть! Слова же —

только тени...

Насир Хосров

Прекрасен рот. Но в логовище рта

Беда для человека заперта.

Язык его таит и зло, и грех.

Молчанье – вот сокровище для всех!

Насир Хосров

Для коня красноречия круг беговой —

Это внутренний твой кругозор бытия.

Кто же всадник? – Душа.

Разум сделай уздой,

Мысль – привычным седлом,

и победа – твоя!

Насир Хосров

Не суди, о чем не знаешь, —

правило простое:

Промолчать гораздо лучше,

чем сказать пустое.

Насир Хосров

Коль сам себе не хочешь накликать

горя злого,

Так прикуси язык свой, сдержись

от злого слова.

Насир Хосров

Слово с делом примири, чтоб уста

и сердце впредь

Не напомнили тебе позолоченную медь.

Насир Хосров

Спорь с пустословом и помни, что мир —

Тесная клетка лишь для невежды.

Насир Хосров

Ты взвешивай слово на точных весах.

Бездумное слово – лишь ветер и прах.

Насир Хосров

Хочешь стать красноречивым —

научись внимать сперва.

Тот, кто слушать не умеет, —

сможет ли найти слова?

Насир Хосров

Когда участвуешь ты в скачке спора,

Не горячись, и упадешь не скоро.

Насир Хосров

Собирай старательно то добро, которое не может быть похищено ворами или захвачено тиранами, которое и на последнем пути твоем тебя не покидает, не исчезает и не тлеет.

Индийское изречение

А ты не сей того, что пожинать не рад,

Те не болтай слова, что самому претят.

Авиценна

Слова любви – как золото зари...

Такое, если можешь, – говори!

Но слово зла скатится с языка —

Гони его, как беркут бирюка!

Авиценна

Знай, быстротечно всё, что нам дается,

Навечно только слово остается.

Юсуф Баласагунский

Ты сам умрешь и превратишься

в прах,

А слово в чьих-то будет жить устах.

Юсуф Баласагунский

Порой бывает, что слова ученых

Сильней царей, сильней земных

законов.

Юсуф Баласагунский

Владенье словом – дар едва ль

не лучший.

Присловье вспомнить я могу

на случай:

Мое призванье – слово, а желанье —

Восславить разум, возвеличить знанья.

Юсуф Баласагунский

Речь знающего обнаружит знанья,

Как близость мускуса – благоуханье.

Юсуф Баласагунский

Одно и то же слово и совет

На пользу мудрецу, глупцу во вред.

Юсуф Баласагунский

Ты сам поймешь, опять набравши сил,

Как зыбко все, что ты мне говорил.

Юсуф Баласагунский

Хоть, люди, мы на горькое не падки,

Но горькие слова бывают сладки.

Юсуф Баласагунский

Все в мире лживо, и на горе всем

Невежество болтливо, разум нем.

Юсуф Баласагунский

Мысль говорящих слишком далека

От слова, что слетает с языка.

Юсуф Баласагунский

Людская речь – она была от века

Лишь отраженьем мысли человека.

Юсуф Баласагунский

Но мир давно каким-то стал другим.

Не мыслим мы того, что говорим.

Юсуф Баласагунский

Нет правды в человеке, который не в состоянии контролировать свой язык.

Махатма Ганди

Но если нужно, как булатный меч,

Язык мой может жизнь врага пресечь.

Саади

Собеседникам не докучай,

замолкни прежде, чем вскричат «кончай!».

Саади

Покуда человек не говорит,

неведом дар его, порок сокрыт.

Саади

Тот, кто дает упрямцу совет, сам нуждается в совете.

Саади

Тот, кто хранит молчанье в шумных спорах,

Мудрее болтунов, на слово скорых.

Саади

Человек выше животного способностью речи, но он ниже его, если делает недолжное употребление из нее.

Саади

Не поддавайся на обман врага и не покупай славословий у льстеца; один расставил сеть хитрости, а другой раскрыл глотку жадности.

Саади

Если мудрец попадет к глупцам, не должен он ждать от них почета; если глупец болтовней своей одолеет мудреца, это не удивительно – камнем можно расколоть алмаз.

Саади

Если мудрецу среди невоспитанных людей не удастся сказать слова, не удивляйся: звук лютни не слышен во время грохота барабана, а аромат амбры пропадет от вони чеснока.

Саади

Невежда тупой, поучающий умных

людей,

Подобен жене без обеих грудей.

Турукурал

Распущенность проявляется не только в поступках, но и в словах.

Абу-ль-Фарадж

Избегай многословия, ибо оно подобно большому пространству, на котором множество камней преткновения.

Абу-ль-Фарадж

Я часто раскаиваюсь в том, что говорил, но редко сожалею о том, что молчал.

Абу-ль-Фарадж

Литература – это искусство самовыражения с помощью слов.

А. Рюноскэ

Тот, кто пытается стать писателем, подобен не окончившему автомобильной школы шоферу, который на полной скорости гонит по улице машину.

А. Рюноскэ

Спокойная жизнь и писательство – понятия, как правило, несовместимые, и тем, кто стремится к мирной жизни, лучше не становиться писателем.

А. Рюноскэ

Поэт – человек, раскрывающий перед всеми свою душу.

А. Рюноскэ

Проза занимает место в литературе только благодаря содержащейся в ней поэзии.

А. Рюноскэ

Талант прозаика сводится к трем талантам: таланту поэта, таланту историка или биографа и таланту житейскому.

А. Рюноскэ

Книга – превосходный собеседник и великолепное орудие; она – чудесное лекарство и замечательное развлечение; она приносит необыкновенные доходы и дает отличное ремесло; она – прекрасный товарищ и приятный гость; она – наилучший советчик и домочадец. Я не знаю более доброго соседа, более справедливого друга, более покорного спутника, более послушного учителя, более одаренного сотоварища; я не знаю никого менее скучного и надоедливого и в то же время никого, чей характер был бы более глубок и полон; я не знаю никого менее противоречивого и преступного, менее глупого и более далекого от лжи и клеветы; более удивительного и распорядительного, менее хвастливого и стеснительного; более далекого от сомнения, более решительно отказывающегося от смуты, более мягкого в споре и лучше предотвращающего сражения, чем книга.

Аль-Джахиз

Книга – это собеседник, который не льстит тебе, и друг, который не искушает тебя, и товарищ, который тебе не наскучит, и проситель, который не будет мстить тебе, и сосед, который не ждет тебя с нетерпением, и компаньон, который не хочет отнять у тебя имущества и не строит против тебя козней, не обманывает тебя, лицемеря, и не хитрит с тобой, прибегая ко лжи.

Аль-Джахиз

Книга проникает за двери, отважно снимает покровы, дает понимание, не понимая; оратор, который не говорит; к ней устремляется взор тоскующего, если сидит рядом с ним разлука.

Аль-Мутазз

Перо – это творец полчищ слов, оно служит желанию и не томится скукой от излишества; оно молчит, стоя, и говорит, двигаясь по земле, белизна которой затемняет, а чернота – освещает; оно как бы целует ковер у ног владыки или приоткрывает ворота плодового сада.

Аль-Мутазз

Нет памятника на путях земных прочней, чем слово прозы или стих.

Ар-Рахман

Самая лучшая и драгоценная книга – та, которая по прочтении не оставляет меня в прежнем состоянии. Книга, которая приводит в движение во мне новое благородное чувство, или новое великое стремление, или новую высокую мысль; книга, которая двигает меня с места или заставляет двигать находящихся кругом. Книга, которая пробуждает меня от глубокого сна, или заставляет выскочить из грязи равнодушия, или ведет на дорогу, где я развяжу один из жизненных узлов

Ар-Рейхани

Критик – это не способный к сочинительству писатель, тратящий свою жизнь на критику новых произведений.

Ар-Рейхани

Писатели бывают двух категорий: одни пишут, чтобы жить, а другие живут, чтобы писать. Кто пишет, чтобы жить, – живет, но не пишет; а кто живет, чтобы писать, – пишет, но не живет.

Ар-Рейхани

Свободный писатель – это истинный ученый, который предлагает результаты своих знаний и плоды своих исследований; он приносит пользу народу во всех его делах, охраняя вместе с тем благородство науки и честь литературы. Он говорит свое слово, хотя бы оно и шло вразрез с пристрастиями простого народа или противоречило личным вкусам и симпатиям стоящих у власти. Кто пишет для будущего, тот получает воздаяние в настоящем; кто пишет для настоящего, о том не сохранится память в будущем.

Ар-Рейхани

Философ изготовляет неуклюжие доводы словам истины, политикан же возводит мощные доказательства пустопорожним словесам.

М. Икбал

Знай, что ответ дуракам – молчание.

Кей-Кавус

Подлинное в нас – молчаливо, наносное – речисто.

Джебран

Великий певец тот, кто поет наше молчание.

Джебран

Верные слова не изящны. Красивые слова не заслуживают доверия. Добрый не красноречив. Красноречивый не может быть добрым.

Лао-Цзы

Кто много говорит, тот часто терпит неудачу.

Лао-Цзы

Голос истины не изящен, а изящная речь лжива.

Лао-Цзы

Нравственный человек не красноречив, а красноречивый – лжец.

Лао-Цзы

С тем, кто любит спорить, не надо вступать в пререкания.

Сюнь-Цзы

Напрасно не злословь,

Чтоб не просить прощенья

у совести своей.

Анвари

Прекрасно слово, ибо в слове

оставит память человек.

Уходим мы с земли, а слово

от нас останется вовек.

Ас-Самарканди